(Дзюдо и Самбо, как и многие другие виды спорта, не смотря на активные разговоры во властных структурах всех уровней, продолжают находится в крайне сложном положении, опираясь лишь на упорство и энергию отдельных энтузиастов. Приводим очередную статью на эту тему из журнала "Мир Дзюдо")
В работе любой организации, в том числе и федерации дзюдо, важную роль играют четкое определение основных направлений деятельности этой организации и твердая позиция руководства. В Брянском региональном отделении ФДР это есть. В этом мы убедились в разговоре с президентом Брянского отделения дзюдо Юрием Петровичем Петрухиным, который рассказал нам о приоритетах в работе своей федерации.
- Юрий Петрович, что для вашей федерации самое главное?
- Прежде всего, мы очень много времени стали уделять самым маленьким детям. Сначала брали с 9 лет, а вот уже второй год – с 6 лет. И результаты налицо. Наши 6 спортсменов, которые входят в группу мастеров и уже являются элитой российского спорта, - члены постоянного состава сборной команды страны. При этом они занимаются практически вместе с нашими маленькими ребятами, являются для них примером, идеалом. И это очень важно. У нас нет ни одного негра, бразильца или японца – все спортсмены наши, «доморощенные». Теперь нашей самой главной задачей является не столько поднять детский спорт, сколько суметь сохранить спортсменов олимпийского уровня. А ведь профессиональные клубы («Явара-Нева», приволжские клубы) уже начали их переманивать. Мы еще не достигли полного понимания, например, с областной властью о том, что эти спортсмены должны стимулироваться разными методами, в основном «социалкой»: квартиры, зарплаты, машины и т.д. Ведь они гордость не только Брянской области, но и всей страны. Поэтому мы и молимся с Александром Николаевичем Супруном, надеемся, что наша воспитанница поедет на Олимпиаду, ведь девчонке исполнилось 18 лет. Возможно, она и не победит, потому что там борются взрослые тетки, опытные, битые, тертые, хотя она тоже не подарок. Будем считать, что все делаем верно: будем поднимать детский спорт, при этом сохраняя и наших «больших» мастеров. Для поддержания детского спорта нам, может быть, даже и помощи не потребуется. А что касается большого спорта, то здесь мы без поддержки государства не сможем. Эти спортсмены - наше достояние, наша гордость. На них много денег нужно, но ведь профессиональные спортсмены к 30 годам практически все уже заканчивают свои выступления. Поэтому к данному времени они должны иметь какой-то капитал для дальнейшей жизни. Вот в этом мы и видим очень серьезную проблему, но мы работаем в этом направлении. В отношениях с детьми мы не будем ничего менять. У нас еще есть резерв, но такое направление, как семейное дзюдо, на сегодня не очень хорошо развито. У нас опять же нет базы для того, чтобы на соревнования дети могли приехать с родителями. А целостность семьи - это крепость общества.
- Сейчас в вашем регионе витают мысли о создании профессионального клуба. Что Вы думаете по этому поводу?
- Профессиональный клуб должен являться предметом самой жесткой, самой плотной поддержки государства. В нем должны работать не маленькие дети, не начинающие спортсмены, а те спортсмены, которые, как минимум, входят в основной состав сборной или в резерв. Им нужно уделять очень много внимания, они должны быть закреплены за одним и тем же тренером. У нас сейчас занимаются 1044 члена федерации дзюдо. И только 10 из них – в спорте высшего достижения, с резервом – 20. Профессиональный клуб должен быть организован в режиме акционерного общества, где доля государства составляет хотя бы 49%, а остальное – коммерческая часть. Я не могу добиться одного, взять хотя бы областную думу. Думаю, спорт заслуживает специального комитета по спорту и физкультуре. У нас есть комитет по образованию, СМИ, вузам и спорту. Им руководят выходцы из педагогов. Естественно, настоящих спортсменов среди депутатов практически не бывает, особенно в областных собраниях. То есть представлять интересы спортсменов некому. Именно поэтому и идет у нас строительство спортивных объектов несколько схоластично: строится не там, где нужно.